Можно ли применять физическое воздействие на детей в воспитательных целях?

Некоторые родители прибегают к физическому воздействию на своих детей в целях воспитания, другие делают это из-за своей беспомощности в борьбе с разрушительной активностью своего ребенка, третьи не знают как поступить иначе, а четвертые повторяют поведенческие модели, унаследованные из семьи. Возможно ли применять физическое наказание в отношении детей? Как такие методы воздействия отразятся на психике и здоровье ребенка? Детский психолог Юния Корнеева и невролог Виктория Габышева дадут ответы на эти вопросы.

Можно ли бить ребенка

Можно ли применять физическое наказание в отношении детей за незначительные нарушения — разбили вазу, уронили горшок с цветком, забрали игрушку у другого ребенка, сломали обои, произнесли неприличное слово?

Ю. К.: Независимо от того, насколько серьезным и неприятным является проступок вашего ребенка, важно не терять контроль над своими эмоциями и оставаться спокойным и разумным. В то же время, родительская задача заключается в том, чтобы в момент наказания не лишать ребенка чувства защищенности и безопасности.

Другими словами, главная идея должна быть не «Ты плохой», а «Ты совершил плохой поступок». Вы различаете разницу?

В. Г.: Если вы решаете наказать ребенка, то сначала опуститесь на его уровень: станьте на колени или присядьте, чтобы быть на одном уровне с ним. Затем спросите себя, как он сможет ответить на ваше физическое воздействие, как сможет защитить себя.

Для маленького человека самое страшное – не иметь возможности сказать: «Ты не можешь так со мной обращаться и трогать меня руками». Ни в коем случае нельзя нарушать зону физического контакта.

Что происходит с ребенком, когда его наказывают?

Ю. К.: Самое важное и самое страшное — это утрата ощущения защищенности и безопасности. Именно это чувство является основой здорового психологического развития ребенка.

Этот процесс очень похож на строительство дома: без крепкого и устойчивого фундамента невозможно построить стены и установить крышу.

В. Г.: Если вы применяете насилие к ребенку, у него начинается физиологическая реакция: все внутри сжимается — особенно анус, сфинктер. Он хочет закрыться в «домике».

Этот ужас, направленный на него, он подавляет и создает натяжение во всей крови, что приводит к кислородному голоданию и нереагированию на окружающий мир. Из-за этого возникает задержка в развитии.

В каком возрасте насильственные методы приводят к серьезным проблемам?

Какие могут быть последствия для психики

Мнение эксперта
Иванов Александр Анатольевич

Какие негативные последствия могут возникнуть от безобидного шлепка по губам или попе, который считается незначительным, с точки зрения родителей, или от легкого удара ремнем?

Ю. К.: Любая физическая наказанье, будь то удар, шлепок, подзатыльник или резкое одергивание за руку, оказывает одинаково негативное влияние на ребенка. Физическое воздействие на ребенка можно сравнить с попыткой ремонта микросхемы с помощью кувалды.

Такие методы замедляют психосексуальное развитие ребенка, не позволяя ему раскрыть свои природные качества и таланты. Это подобно сорванному зеленому апельсину, от которого ожидают сладкого вкуса.

В. Г.: Дети, всегда живущие в страхе физического наказания, не могут сосредоточиться ни на играх, ни на уроках.

Физическое наказание в детстве может привести к возникновению страха перед родителями, который со временем превращается в невроз, глубокую обиду и ненависть. В таком состоянии ребенку трудно подходить к своей маме и папе, он предпочитает сидеть в уголке и играть в одиночку. Впоследствии такому ребенку очень сложно адаптироваться к окружающему миру, общаться со сверстниками и другими людьми в детском саду и школе.

Мне довелось работать с детьми в возрасте от 6 до 15 лет, которые испытывают ненависть к своим родителям. Они говорят: «Я вынужден терпеть это», «Я не знаю, когда всё это закончится», «Мне просто хочется, чтобы меня больше не били».

Мы учимся с детьми быть открытыми к любви, нежности и заботе. Очень трудно помочь им выбраться из этой ситуации. В таких случаях родители часто говорят, что их дети становятся замкнутыми, закрытыми.

Советуем прочитать:  Возможности сокращения срока кредита в Сбербанке

Но на самом деле, виноваты не дети: каждый удар только усиливает их обиду и нарушает связь с родными. В семье, где есть насилие, никогда не возникнет взаимопонимания.

Униженный ребенок всегда ощущает одиночество. В таком состоянии он может попасть в плохую компанию, начать злоупотреблять вредными привычками, задуматься о суициде. Он будет стараться найти себя.

Невозможно изменить его взгляд на мир, потому что то, что ему не хватает, он будет искать в «удовольствиях».

Ребенок, которого в детстве подвергали физическому насилию, всегда проявляет повышенную осторожность во время пребывания в обществе: он реагирует на резкие движения и звуки. Ему сложно найти друзей, а также испытывать затруднения в доверии к другим людям, включая романтические отношения. В долгосрочной перспективе это отражается на его самооценке и уверенности в себе.

Более того, он всегда будет сталкиваться с проблемой восприятия силы: либо он будет чувствовать свою бессилие перед кем-то, либо сам начнет проявлять насилие к тем, кто находится в более уязвимом положении — детям и своему партнеру.

Как воздействие физического насилия влияет на формирование личных границ?

Ю. К.: Если в семье не учитывают мнение ребенка, то не имеет значения, где находятся его физические границы, и если его эмоции и попытки сказать «нет» вызывают раздражение и агрессию у родителей, то и мир вокруг будет такой же в отношении к ребенку. Например, сценарий закрепляется таким образом, что будущий партнер также может применять к нему физическое и психологическое насилие.

Такие дети, когда они уже взрослые, чаще всего вступают в отношения с абьюзерами.

В. Г.: Если вы отшлепали малыша в возрасте 1,5-2 лет, то это означает, что вы разрешили его телу быть обращенным жестоко. Когда ребенок выходит в окружающий мир, он понимает, что к нему можно прикасаться с силой, грубостью, ненавистью и гневом.

Таким образом, нарушается граница неприкосновенности.

Почему нельзя бить ребенка по некоторым частям тела?

Мнение эксперта
Иванов Александр Анатольевич

Ответ эксперта: Если нанести удар по голове ребенка, это может вызвать минимальную дисфункцию мозга, гематому, кровоизлияние или микротравму головного мозга. Если ударить по губам, возможны травмы в области виска или лобных долей.

Невозможно предсказать силу удара, так как он часто происходит в эмоциональном порыве. Кроме физических последствий, можно заметить, что ребенок становится менее способным понимать, а также испытывает трудности в разговоре.

Такие дети часто начинают проявлять дефицит внимания и гиперактивность.

Советуем прочитать:  Значение объективной стороны преступления

Нужно ли перенимать родительский опыт

Имеется ли статистика о том, как взрослые дети, которых ранее били, обращаются со своими собственными детьми?

В. Г.: В 90% случаев дети, которые подвергались насилию, будут обращаться собственными детьми также, потому что им неизвестны другие методы. Однако есть и те, кто, выросши, понимают, что не хочет поступать таким жестоким образом с собственным ребенком.

Ю. К.: Часто родители говорят: «Меня били в детстве, и ничего: я вырос нормальным человеком!» Но это опасное заблуждение, так как очевидно, что методы воспитания, которые использовали 25–30 лет назад, совершенно не соответствуют современным детям. Мир, общество и сами дети изменились кардинально.

Психический потенциал современных детей в разы превышает тот, что существовал 30 лет назад.

Как правильно наказывать детей

Как соблюдать правила и как правильно реагировать на нарушения ребенка, избегая физического и психологического воздействия?

Необходимо помнить, что наказание применяется для объяснения, обучения и установления границ допустимого поведения ребенка, а не для унижения, оскорбления и обиды.

  • Наказание должно быть соответствующим возрасту и нарушению ребенка.
  • Оно не должно наносить ни физического, ни психологического вреда.
  • Не стоит говорить: «Я заберу у тебя планшет навсегда!» Дети не понимают, что значит «навсегда», это противоречит их представлению о времени.
  • Запрещено наказывать чрезвычайно важными вещами: едой, сном, чтением, общением с друзьями и близкими людьми.
  • Наказание должно давать ответы на вопросы: «За что?», «В каком объеме?» и «На какой срок?»
  • Очень важно реализовать свою принятую позицию о наказании, после ее озвучивания.

Можно ли бить детей в целях воспитания?

Можно ли бить детей в целях воспитания

Он вспоминает, как когда-то совершил что-то неправильное (получил плохую оценку, украл, вернулся домой очень поздно), и за это «получил по шее». Взрослый помнит, что извлек из этого урок и больше не совершал подобных ошибок.

Виктор припоминает: «Однажды я вошел домой поздно, хотя должен был вернуться в семь вечера. Отец молча достал ремень и наказал меня. Беседы не потребовалось. Я хорошо запомнил урок. Ребенка следует наказывать.»

Физическое воздействиеэто установление границ при помощи боли и страха. Однажды наказанный ребенок понял, что возможно, а что невозможно, и теперь избегает нарушений из-за страха перед наказанием.

Советуем прочитать:  16-летние подростки занимаются сексом и снимают на видео

Границы очень важны для ребенка. Ребенку необходимо понимать, что является правильным, а что — неправильным, как следует поступать, а как нет. Страх перед наказанием также является одной из таких границ.

Но что вам предпочтительнее? Чтобы ребенок не нарушал запреты из-за страха или исходя из своих морально-нравственных убеждений?

Некоторые взрослые также не нарушают законы исключительно из страха перед наказанием. В то же время другие придерживаются морально-нравственных убеждений. Например, первые не крадут, потому что опасаются попасть в тюрьму, а вторые потому что считают это неэтичным с точки зрения своей системы ценностей.

Какой вариант вам кажется более привлекательным?

Но ведь раньше детей наказывали.

Телесные наказания были очень популярным методом в средневековье. Значение средневековья для взрослого – это испытание, испытание перед высшей силой, которая накажет. В то время церковь играла роль органа наказания.

Взрослый испытывал страх перед Богом, а ребенок испытывал страх перед взрослыми. Сейчас наступили другие времена. Верующий человек сейчас не испытывает страха перед Богом, он его обожает.

Вера – это жизнь, полная любви, а не страха. И тогда границы – это проявление любви. Возможно ли одновременно испытывать любовь и страх? Возможно, однако это не самая лучшая комбинация чувств.

Страх преобладает и ограничивает любовь. То же самое и с ребенком. Будет ли он любить своего родителя, который его бьет? С большой вероятностью, да.

Но также будет испытывать страх.

Вернемся к вопросу о границах. Границы могут различаться. Можно просто наказывать ребенка за каждое нарушение, и он будет точно знать, что делать нельзя.

Но будет ли у него понимание, что разрешено? Именно здесь возникают трудности. Для него, скорее всего, будет считаться, что все, что не запрещено, разрешено. Дети, которых часто наказывают, руководствуются запретами и наказаниями, и мало думают самостоятельно, часто не могут принимать решения.

У 6-летнего Вовы запрещено грязниться на улице. Однажды Вова играл в воде лужи, испачкался, и его папа наказал его. Вова выучил этот урок.

Недавно Вова увидел, как трехлетний малыш ехал на трехколесном велосипеде и упал в лужу. Мама малыша была далеко, она бежала, а малыш остался лежать под велосипедом и плакал. Вова хотел помочь малышу, но он помнил, что ему запрещено грязниться.

Он остался стоять и наблюдал, пока мама не подбежала к малышу.

Мама Вовы заметила происшествие, когда они гуляли вместе. Она была расстроена бездействием Вовы и обратилась к нему с вопросом: «Вова, почему ты не помог малышу?». «Мама, я хотел помочь, но папа запретил мне пачкаться», — ответил Вова с горечью в голосе.

Вова осознавал, что необходимо помочь малышу. Он понимал, что его поступок был неправильным. Но он также испытывал страх перед наказанием.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector