Некоторые родители прибегают к физическому воздействию на своих детей в целях воспитания, другие делают это из-за своей беспомощности в борьбе с разрушительной активностью своего ребенка, третьи не знают как поступить иначе, а четвертые повторяют поведенческие модели, унаследованные из семьи. Возможно ли применять физическое наказание в отношении детей? Как такие методы воздействия отразятся на психике и здоровье ребенка? Детский психолог Юния Корнеева и невролог Виктория Габышева дадут ответы на эти вопросы.
Можно ли бить ребенка
Можно ли применять физическое наказание в отношении детей за незначительные нарушения — разбили вазу, уронили горшок с цветком, забрали игрушку у другого ребенка, сломали обои, произнесли неприличное слово?
Ю. К.: Независимо от того, насколько серьезным и неприятным является проступок вашего ребенка, важно не терять контроль над своими эмоциями и оставаться спокойным и разумным. В то же время, родительская задача заключается в том, чтобы в момент наказания не лишать ребенка чувства защищенности и безопасности.
Другими словами, главная идея должна быть не «Ты плохой», а «Ты совершил плохой поступок». Вы различаете разницу?
В. Г.: Если вы решаете наказать ребенка, то сначала опуститесь на его уровень: станьте на колени или присядьте, чтобы быть на одном уровне с ним. Затем спросите себя, как он сможет ответить на ваше физическое воздействие, как сможет защитить себя.
Для маленького человека самое страшное – не иметь возможности сказать: «Ты не можешь так со мной обращаться и трогать меня руками». Ни в коем случае нельзя нарушать зону физического контакта.
Что происходит с ребенком, когда его наказывают?
Ю. К.: Самое важное и самое страшное — это утрата ощущения защищенности и безопасности. Именно это чувство является основой здорового психологического развития ребенка.
Этот процесс очень похож на строительство дома: без крепкого и устойчивого фундамента невозможно построить стены и установить крышу.
В. Г.: Если вы применяете насилие к ребенку, у него начинается физиологическая реакция: все внутри сжимается — особенно анус, сфинктер. Он хочет закрыться в «домике».
Этот ужас, направленный на него, он подавляет и создает натяжение во всей крови, что приводит к кислородному голоданию и нереагированию на окружающий мир. Из-за этого возникает задержка в развитии.
В каком возрасте насильственные методы приводят к серьезным проблемам?
Какие могут быть последствия для психики
Какие негативные последствия могут возникнуть от безобидного шлепка по губам или попе, который считается незначительным, с точки зрения родителей, или от легкого удара ремнем?
Ю. К.: Любая физическая наказанье, будь то удар, шлепок, подзатыльник или резкое одергивание за руку, оказывает одинаково негативное влияние на ребенка. Физическое воздействие на ребенка можно сравнить с попыткой ремонта микросхемы с помощью кувалды.
Такие методы замедляют психосексуальное развитие ребенка, не позволяя ему раскрыть свои природные качества и таланты. Это подобно сорванному зеленому апельсину, от которого ожидают сладкого вкуса.
В. Г.: Дети, всегда живущие в страхе физического наказания, не могут сосредоточиться ни на играх, ни на уроках.
Физическое наказание в детстве может привести к возникновению страха перед родителями, который со временем превращается в невроз, глубокую обиду и ненависть. В таком состоянии ребенку трудно подходить к своей маме и папе, он предпочитает сидеть в уголке и играть в одиночку. Впоследствии такому ребенку очень сложно адаптироваться к окружающему миру, общаться со сверстниками и другими людьми в детском саду и школе.
Мне довелось работать с детьми в возрасте от 6 до 15 лет, которые испытывают ненависть к своим родителям. Они говорят: «Я вынужден терпеть это», «Я не знаю, когда всё это закончится», «Мне просто хочется, чтобы меня больше не били».
Мы учимся с детьми быть открытыми к любви, нежности и заботе. Очень трудно помочь им выбраться из этой ситуации. В таких случаях родители часто говорят, что их дети становятся замкнутыми, закрытыми.
Но на самом деле, виноваты не дети: каждый удар только усиливает их обиду и нарушает связь с родными. В семье, где есть насилие, никогда не возникнет взаимопонимания.
Униженный ребенок всегда ощущает одиночество. В таком состоянии он может попасть в плохую компанию, начать злоупотреблять вредными привычками, задуматься о суициде. Он будет стараться найти себя.
Невозможно изменить его взгляд на мир, потому что то, что ему не хватает, он будет искать в «удовольствиях».
Ребенок, которого в детстве подвергали физическому насилию, всегда проявляет повышенную осторожность во время пребывания в обществе: он реагирует на резкие движения и звуки. Ему сложно найти друзей, а также испытывать затруднения в доверии к другим людям, включая романтические отношения. В долгосрочной перспективе это отражается на его самооценке и уверенности в себе.
Более того, он всегда будет сталкиваться с проблемой восприятия силы: либо он будет чувствовать свою бессилие перед кем-то, либо сам начнет проявлять насилие к тем, кто находится в более уязвимом положении — детям и своему партнеру.
Как воздействие физического насилия влияет на формирование личных границ?
Ю. К.: Если в семье не учитывают мнение ребенка, то не имеет значения, где находятся его физические границы, и если его эмоции и попытки сказать «нет» вызывают раздражение и агрессию у родителей, то и мир вокруг будет такой же в отношении к ребенку. Например, сценарий закрепляется таким образом, что будущий партнер также может применять к нему физическое и психологическое насилие.
Такие дети, когда они уже взрослые, чаще всего вступают в отношения с абьюзерами.
В. Г.: Если вы отшлепали малыша в возрасте 1,5-2 лет, то это означает, что вы разрешили его телу быть обращенным жестоко. Когда ребенок выходит в окружающий мир, он понимает, что к нему можно прикасаться с силой, грубостью, ненавистью и гневом.
Таким образом, нарушается граница неприкосновенности.
Почему нельзя бить ребенка по некоторым частям тела?
Ответ эксперта: Если нанести удар по голове ребенка, это может вызвать минимальную дисфункцию мозга, гематому, кровоизлияние или микротравму головного мозга. Если ударить по губам, возможны травмы в области виска или лобных долей.
Невозможно предсказать силу удара, так как он часто происходит в эмоциональном порыве. Кроме физических последствий, можно заметить, что ребенок становится менее способным понимать, а также испытывает трудности в разговоре.
Такие дети часто начинают проявлять дефицит внимания и гиперактивность.
Нужно ли перенимать родительский опыт
Имеется ли статистика о том, как взрослые дети, которых ранее били, обращаются со своими собственными детьми?
В. Г.: В 90% случаев дети, которые подвергались насилию, будут обращаться собственными детьми также, потому что им неизвестны другие методы. Однако есть и те, кто, выросши, понимают, что не хочет поступать таким жестоким образом с собственным ребенком.
Ю. К.: Часто родители говорят: «Меня били в детстве, и ничего: я вырос нормальным человеком!» Но это опасное заблуждение, так как очевидно, что методы воспитания, которые использовали 25–30 лет назад, совершенно не соответствуют современным детям. Мир, общество и сами дети изменились кардинально.
Психический потенциал современных детей в разы превышает тот, что существовал 30 лет назад.
Как правильно наказывать детей
Как соблюдать правила и как правильно реагировать на нарушения ребенка, избегая физического и психологического воздействия?
Необходимо помнить, что наказание применяется для объяснения, обучения и установления границ допустимого поведения ребенка, а не для унижения, оскорбления и обиды.
- Наказание должно быть соответствующим возрасту и нарушению ребенка.
- Оно не должно наносить ни физического, ни психологического вреда.
- Не стоит говорить: «Я заберу у тебя планшет навсегда!» Дети не понимают, что значит «навсегда», это противоречит их представлению о времени.
- Запрещено наказывать чрезвычайно важными вещами: едой, сном, чтением, общением с друзьями и близкими людьми.
- Наказание должно давать ответы на вопросы: «За что?», «В каком объеме?» и «На какой срок?»
- Очень важно реализовать свою принятую позицию о наказании, после ее озвучивания.
Можно ли бить детей в целях воспитания?
Он вспоминает, как когда-то совершил что-то неправильное (получил плохую оценку, украл, вернулся домой очень поздно), и за это «получил по шее». Взрослый помнит, что извлек из этого урок и больше не совершал подобных ошибок.