В прошлом обитатели Карелии селились, как правило, но сухим берегам рек и озер. Излюбленными местами их поселений были устья рек, впадающих в озера, а также тихие бухты, защищенные от холодных северных ветров и удобные для плаванья. Устье реки Ляскеля (Янисьеки), как подтверждают многие исторические источники, является одним из первых заселенных мест северного побережья Ладоги. Люди постепенно поднимались по реке вверх и заселяли ее берега. Берега озера Янисьярви, бесконечные леса и богатые рыбой озера привлекали к себе жителей того времени. У людей была постоянная необходимость спускаться по реке в Ладогу. В среднем течении река очень порожистая. Людям приходилось преодолевать опасные и трудные места, спускаться через пороги. От этого река и получила соответствующее название - Ласкеля. Корень слова Ласке означает повелительную форму глагола: спусти, спустись, прокатись. Суффикс — ля обозначает территорию, местность, а в данном случае порожистую часть реки. Затем произошла замена (гармония) гласных а я. Образовалось Ляскеля. Хотя корень этого слова — Ляс-ки—означает уже шпиг, сало. Выходит, что слово Ляскеля обозначает — река, по которой можно спуститься в озеро, а конкретно — место спуска через пороги. Какого происхождения это слово, финского или карельского? Трудно ответить, так как этот корень употребляется и в финском и в карельском языках и имеет одно и то же значение. Если обратиться к труду академика Д. В. Бубриха, то он называет Северо-Западное и Северное побережье Ладоги «основной территорией карельского племени». А отсюда можно предположить, что это слово карельского происхождения. Большие прилегающие массивы леса и на этой основе возникновение лесопильных заводов сыграли в дальнейшем развитии поселка Ляскеля основное значение. Первые лесопильные водо-действующие заводы («пильные мельницы») возникли на северном побережья Ладоги в конце ХVП века, но распространение их шло крайне медленно. Заметный сдвиг произошел в XVIII веке в связи со строительством Петербурга. В начале века лесопильные заводы строили частные лица. Большая часть продукции этих заводов поступала на строительство Петербурга, для нужд сельского и частично городского строительства в основном — тесаные доски. Только во второй половине XVIII века тесаные доски постепенно заменялись пилеными, но и то только в городах. До I860 года ляскельские лесопильные заводы принадлежали русским компаниям. Крупный капиталист Арппе, владелец к тому времени уже металлургического завода Вяртсиля (в начале на месте Вяртсиля также был лесопильный завод), долгое время пытался купить у русской компании ляскельские лесопильные заводы. И добился своего. В 20 тысяч рублей обошлись Арппе ляскельские заводы, которые он объединил, с Вяртсиля. После смерти Арппе крупное объединение разделилось на несколько самостоятельных компаний. Ляскеля стало самостоятельным предприятием. Кроме лесопиления стали в 1875 году делать гвозди. Сырье для производства гвоздей, получали из Вяртсиля. Производство гвоздей в Ляскеля было до 1887 г. Когда в 1898 году в Ляскеля сменился хозяин, стали строить новый завод по выпуску древесной массы. Большие работы развернул новый хозяин, но ограничился только постройкой электростанции на реке, так как у него оказалось недостаточно средств на большое строительство. Не знали куда девать энергию от новой станции. К счастью, на рудниках Вялимяки, принадлежащих Путиловскому заводу, сгорела электростанция. И Ляскеля стало продавать энергию рудникам. Когда ляскельская компания собрала капиталы, завод по выпуску древесной массы был достроен. Одновременно строили лесопильный завод в устье реки Ляскеля. Завод в устье был построен двух-рамный. Одновременно компания построила в Хелюля лесозавод, он просуществовал только до 1911 года — сгорел и его больше не восстанавливали, а сочли нужным лучше расширить ляскельский лесозавод в устье и сделали его четырех-рамным. В 1905 году ляскельский завод выпускал уже 6.000 тонн древесной массы. Вскоре обнаружили, что выпускаемую древесную массу трудно сбывать, а поэтому решили строить бумажную фабрику по выпуску серой оберточной бумаги для нужд России. Фабрика строилась под руководством русского инженера Ушакова. В начале была одна бумажная машина, которая считалась в то время самой большой, 3300 мм ширины. Потом поставили вторую машину —поменьше, для более тонкой бумаги. В год выпускали 10.000 тонн оберточной бумаги. Электростанцию усилили до 3.000 л. сил. События 1917 г. не прошли мимо Ляскеля. Большое восстание на лесозаводе, а потом пожар, который уничтожил завод, обошлись недешево компании. Ляскельская компания потеряла рынок сбыта оберточной бумаги. Перестал поступать из России дешевый хлеб, Россия уже не покупала обертку. Это заставило компанию перестраиваться. Фабрика стала выпускать газетную бумагу. Восстановили в устье реки лесозавод, провели к нему узкоколейную железную дорогу. Конечно, все эти мероприятия требовали больших средств, поэтому эксплуатация рабочих на предприятиях Ляскеля стала еще более жестокой. Рабочие, лишенные возможности иметь другие заработки кроме найма на лесоразработки, вынуждены были соглашаться на кабальные условия лесопромышленников.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Первая лесопилка на Ляскельском пороге р. Янис была построена в 1780 году. До 1860 года завод принадлежал Российской Империи. С 1860 года он стал принадлежать финнам.
Первым директором был Нильс Людвиг Арппе, которому принадлежал металлургический завод в Вяртсиля и пилорама в Харлу. Завод обошёлся Арппе в 20 тысяч рублей.
Кроме лесопиления с 1875 года началось производство гвоздей. Сырьё получали из Вяртсиля. Когда в 1898 году сменился хозяин, стали строить завод в Харлу по выпуску древесной массы, но вначале средств хватило только на строительство ГЭС.
В 1903 году акционерным обществом «Вяртсиля» в Ляскеля был запущен цех по переработке древесины, а в 1905 году – бумажный завод.
В Харлу в конце 90-х годов 19-ого столетия было основано акционерное общество «Леппякоски Фабрикерс», в которое входили гидроэлектростанция, древесномассный завод и бумажная фабрика в Ляскеля.
На р. Янис в Хямекоски в 1904 году была построена бумажная фабрика Акционерное общество «Ляскеля» являлось крупнейшим производителем бумаги.
В конце 19-ого – начале 20-ого веков были построены лесопильный завод и паровая пильная мельница. Завод работал только поздней осенью и зимой. Весной и летом рабочих распускали, т.к. они работали на своих приусадебных участках. На фабрике действовала одна бумажная машина, считавшаяся самой большой - 3300 мм ширины. Потом установили вторую машину - поменьше для выпуска более тонкой бумаги. К 1911 году завод вышел на объём выпуска обёрточной бумаги до 10000 тонн.
В 1920 году владельцем завода стал Гриппенберг. С его приходом рабочие стали работать круглогодично. Была построена ГЭС и несколько дополнительных заводских помещений. Вопросы по управлению заводом решало заводское начальство.
За годы Зимней и Великой Отечественной войн завод был дважды разрушен.
Во время Великой Отечественной войны оборудование Ляскельского бумажного завода было частично демонтировано и вывезено. В 1944-1945 годах с прибытием первой партии военнопленных началось восстановление завода.
После Великой Отечественной войны была установлена и запущена в эксплуатацию бум. машина №2, доставленная по репарации из Германии.
С 1946 года фабрика «Ляскеля» выпускала газетную бумагу на бум. машинах №1 и 2 и обёрточную бумагу на бум. машине №3.
С 1946 года фабрика «Ляскеля» выпускала газетную бумагу на бум. машинах №1 и 2 и обёрточную бумагу на бум. машине №3.
В 1958 году фабрики Ляскеля, Хийденсельга и Харлу были объединены в одно предприятие – «Ляскельский целлюлозно-бумажный деревообрабатывающий комбинат».
На территории завода ежегодно проходили Первомайские митинги.
В Хямекоски был организован летний пионерский лагерь «Дружба».
В 1972 году фабрика была перепрофилирована на производство обёрточной бумаги в связи с убыточностью выпуска газетной.
В конце 1973года были закончены реконструкция потоков массоподготовки и строительство участка приготовления химикатов. Фабрика была перепрофилирована.
С 1973 года и до начала реформ 90-х годов Ляскельское предприятие являлось крупнейшим специализированным производителем обойной бумаги.
Производство в Ляскеля покрывало четверть потребности этой бумаги в стране, что составляло от 23 до 25 тыс. тонн в год.
С 1976 года завод начал строительство нового благоустроенного жилья для работников предприятия. Новые квартиры получили 350 семей.
В годы реформ (с 1992 по 1999) завод занимал определенную нишу на этом рынке, но в связи с сокращением спроса на обойную бумагу было организовано производство бумаги для печати с сохранением частичного выпуска бумаги для обоев на бум. машине №2.
На базе ОАО «Ляскельский бумажный завод» с 01.09.1999г. было создано новое предприятие ООО «Северо-Ладожский бумажный комбинат «Ляскеля» на основании купли продажи. В 2001 году, доведенные до отчаяния хроническими задержками в выплате заработной платы, работники северо-ладожского бумажного комбината «Ляскеля» вышли на акцию протеста.